Бухгалтерия при ликвидации ООО

Опубликовано: 5 лет назад ⋅ Автор: admin

Конечно, процесс ликвидации юридического лица скорее компетенция юриста, но на самом деле львиная часть работы ложится на «хрупкие» плечи бухгалтера. Мы попробуем рассказать, как нужно вести учёт ликвидируемой компании, как сверяться с контролирующими органами и как, по возможности, не заплатить долги (что, конечно, неправильно).

Что делать бухгалтеру при ликвидации ООО
Содержание: 
  • 1. Как уволить сотрудников
  • 2. Как уведомить кредиторов
  • 3. Как закрыть расчётный счёт
  • 4. Как составить промежуточный ликвидационный баланс
  • 5. Как свериться с ИФНС, ПФР и ФСС
  • 6. Без чего вас точно не закроют
  • 7. Нужно ли сдавать СЗВМ на ликвидатора
  • 8. Ликвидационный баланс
  • 9. Когда можно спать спокойно
Конечно, следует указать, что всю процедуру ликвидации организации проводит ликвидатор. Но на практике, больший объём работы ложиться именно на бухгалтера. Основными задачами бухгалтера в ликвидируемой компании являются: оформление увольнения сотрудников, уведомление кредиторов о ликвидации, сдача регламентной налоговой отчётности в период до окончательного исключения организации из ЕГРЮЛ, сверка с ИФНС,ПФР,ФСС, погашение возможных задолженностей, взыскание дебиторской задолженности. После этого составление ликвидационных балансов. Рассмотрим всё поэтапно.

Если вы хотите избавить себя от какого либо участия в процедуре ликвидации ООО, мы предлагаем ликвидацию под ключ с гарантией закрытия ООО.

Шпаргалка для бухгалтера при закрытии ООО

Уведомление кредиторов и дебиторов

Ликвидатор принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Однако публикации в СМИ недостаточно. Необходимо провести сверку расчетов со всеми дебиторами и кредиторами. Особенно внимательным нужно быть с кредиторами.
Что нужно сделатьКак сделать
Публикация в СМИподать в Вестник государственной регистрации
Письменное уведомление кредиторовнаправить письмо с указанием, что компания находится в состоянии ликвидации.
Сверка расчётов с кредиторамиПодписать акт сверки взаимных расчётов
Сверка расчётов с дебиторамиПодписать акт сверки взаимных расчётов

Инвентаризация

Перед составлением промежуточного ликвидационного баланса организация должна провести инвентаризацию имущества и обязательств.
Что нужно сделатьКак сделать
Инвентаризация основных средстввыявляется их фактическое наличие, которое затем сопоставляется с данными бухгалтерского учета
Основные средства, продажа которых невозможна, подлежат списанию.Д-т 01-2 К-т 01-1 — списана первоначальная стоимость объекта ОС; Д-т 02 К-т 01-2 — списана накопленная амортизация по объекту; Д-т 91 К-т 01-2 — списана остаточная стоимость объекта.
Инвентаризация материально-производственных запасоввыявляется их фактическое наличие, которое затем сопоставляется с данными бухгалтерского учета. Далее проводится оценка их ликвидности.
Инвентаризация расходов будущих периодовТакие активы следует списать, отразив их стоимость в составе прочих расходов бухгалтерскими записями: Д-т 91 К-т 97.
Инвентаризация дебиторской задолженности— 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные»; — 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; — 68 «Расчеты по налогам и сборам»; — 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»; — 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; — 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; — 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Промежуточный ликвидационный баланс

по окончании срока (не менее двух месяцев со дня публикации объявления) и после проведения инвентаризации ликвидатор подготавливает промежуточный ликвидационный баланс.

В состав ликвидационного баланса входят:
  • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  •  перечень предъявленных кредиторами требований;
  •  результаты их рассмотрения.
Промежуточный баланс утверждается участниками общества на общем собрании, затем в регистрирующий орган подаётся заявление о регистрации промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс (в настоящий момент) можно не прикладывать.

Погашение требований кредиторов

Далее следует удовлетворить все законные требования кредиторов и окончательно ликвидировать предприятие. Удовлетворение требований кредиторов возможно только за счет денежных средств и имущества, являющихся собственностью ликвидируемой компании. Закон устанавливает очередность погашения требований кредиторов
ОчередьКто относиться?
первая очередьтребования граждан о причинении вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда
вторая очередьрасчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности
третья очередьрасчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди

Как уволить сотрудников

При ликвидации организации работодатель вправе уволить всех сотрудников, в том числе находящихся:
  • на больничном;
  • в очередном отпуске;
  • в отпуске по беременности и родам;
  • в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет
Увольнение персонала при ликвидации юридического лица предполагает выполнение ряда последовательных процедур:
  • уведомление персонала;
  • издание приказа об увольнении;
  • расчет и выплату выходных пособий;
  • оформление трудовых книжек.
Согласно положениям ст. 178 ТК РФ ликвидируемая организация выплачивает увольняемому работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Сдача отчётности, уплата налогов

Ликвидируемая организация обязана рассчитаться с бюджетом как по налогам, по которым она признается налогоплательщиком, так и по налогам, уплачиваемым в качестве налогового агента.

Налоговые декларации следует сдавать и в случаях, когда у организации не возникает налоговой базы.

Помните!Регламентную отчётность необходимо сдавать до момента исключения юридического лица из ЕГРЮЛ!

 

Закрытие расчётного счёта

Вопрос о закрытии счёта — часто стоит перед ликвидатором компании. Когда закрывать, нужно ли вообще закрывать и т.д. С точки зрения «философии» процедуры ликвидации — счёт нам нужен, поскольку должен быть инструментарием по всем вопросам, связанным с движением денег кредиторов, дебиторов, расчётов с сотрудниками, уплате налогов, пошлин, публикаций в СМИ и т.д. Но тут возникают некоторые ньюансы, с которыми мы сталкивались на практике:
  • банк вводит повышенный тариф за обслуживание счёта (например, Банк Санкт-Петербург);
  • банк приостанавливает обслуживание счёта (не нравится им, что компания ликвидируется и всё);
  • вас догоняют какие-нибудь требования судебных приставов, про которые вы уже давно забыли и списывают деньги.
Поэтому, если перед вами  нет дебиторской задолженности, которую можно вернуть,  наш совет — снимите деньги, закройте счёт. Не стоит забывать, что после внесения в ЕГРЮЛ информации о назначение ликвидатора (1этап), вам придётся переоформлять все банковские документы, даже если ликвидатором стал бывший руководитель организации. Все необходимые платежи за организацию вы сможете внести от имени ликвидатора как физического лица  через кассу Сбербанка. Если же счёт у вас пустой, вообще можете не закрывать счёт — банк сам закроет, после внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица.

Ликвидационный баланс

Мы подошли к последнему этапу ликвидации. Составление ликвидационного баланса — ответственный момент процедуры ликвидации, поскольку, если органы ИФНС будут иметь информацию о несоответствии с предоставленной, вы получите отказ в регистрации. Поскольку уже и так длинновато получилось, давайте я вынесу раскрытие этой части на следующую статью.

Если вы хотите получить бесплатную устную консультацию по вопросам ликвидации или хотите воспользоваться услугами профессиональной команды — звоните 89516730574

Скачать список  (*.pdf, 270 Кб)

© 2018 consaltpro.ru, Консалтинг для малого бизнеса.
наверх